olga_smir: (Default)
[personal profile] olga_smir
Не бывает атеистов в окопах под огнём! - пел Летов.

И был, конечно, неправ. Т.е. да, те, кто перестают быть атеистами под огнём, вероятно, в той же степени атеисты, что и коммунисты, отказавшиеся от своих убеждений под пытками, могут считаться коммунистами. Однако, такие бывают, были, есть и будут, имена некоторых мы помним, сотни тысяч сгинули безымянными, отстаивая не только нашу, но и - не стоит этого забывать - свою честь, достоинство и свободу. Я хотела бы ещё раз подчеркнуть, жизнь человека в её исключительно земном, материальном измерении, не верящего в какую-то божественную надмирную сущность, представляет ценность не только тем, что он сделал для других людей или даже следующих поколений. Нет, сама по себе смелая взрослая жизнь без подпорок и жалких надежд представляет огромную ценность - и этическую, и эстетическую - прежде всего для того, кто её проживает. Радость и боль, счастье и страдание, любовь и ненависть, победы и поражения, смерть и рождение, свобода и ответственность, гордость и нежность, привязанность и независимость, человеческая близость и невозможность её полного воплощения, стремление к новому неизведанному и новая ограниченность человеческих возможностей на каждом временном этапе - все эти переливающиеся суровым светом, неровные, гладкие и шершавые, нагретые палящим солнцем и обжигающие арктическим холодом, царапающие и ранящие и заживляющие раны грани того, что мы называем жизнью. Это, пожалуй, то единственное, что человек с полным человеческим правом может называть своим - данная другими людьми и бессмысленная в отрыве от них МОЯ жизнь.
Что может быть естественней для людей, твердо знающих, что никакие высшие силы не придут им на помощь, что они - единственные существа, способные осознавать и изменять окружающую реальность - и физическую, и общественную - чем именно это и делать - сознательно бороться за тот мир, где не будет насилия и рабства, голода и нищеты, унижения, несправедливости, эксплуатация, отчуждения. В этом смысле, естественное следствие атеизма не только свобода, но и человеческое братство, основанное на пронзительном чувстве  и обжигающем знании того, что у нас нет никого, кроме друг друга, и некому нам больше помочь.
Иной мир возможен, - говорим мы, - мы знаем, почему и как, и мы будем его строить сами, вот здесь, на этом свете, а не на том, прорываясь сквозь опасную мерзость, злобную грязь и пожирающую гниль мира старого, многие из нас останутся навсегда здесь, в этом чавкающем болоте, чтоб другие смогли пройти, нет, не  в сияющих райских кущах и не перевоплотившись в прекрасную бабочку, вся их жизнь только здесь, здесь они и останутся навсегда - в своем пути, в каждом пройденном шаге, в обрывке голоса, грустной улыбке, пожатии плеч, случайном жесте и взгляде, впечатавшихся в нашу память. Мы будем делать это, потому что мы люди, и никто это не сделает за нас.
Верим ли мы в избавление от всех страстей, страданий и горестей, трудностей и противоречий, умиротворение и покой, вечное безмятежное блаженство, которые нам сулят разные религии в разных формах? Хоть в земном, хоть в небесном исполнении. Да нет, конечно, это не то, что невозможно (как выясняется, вполне возможно и достижимо - от лоботомии до менее радикальных, но всё же, довольно действенных достижений фармацевтики), это нам не нужно. При самом совершенном общественном устройстве люди будут искать, мучиться и страдать, будет проблема неразделённой, а может, ещё в большей степени, разделённой любви и проблема взросления, да и куча таких проблем, которые нам невозможно сейчас даже представить, самая совершенная медицина не снимет проблему конечности человеческого существования, а все достижения науки и технологий, не имея абсолютного предела, в каждый конкретный исторический промежуток имеют предел относительный. Более того, мне кажется, что именно в свободном, избавленном от унижения эксплуатации и отчуждения мире, люди прорвутся к настоящим человеческим трагедиям. Если и можно сказать о каком-то человеческом предназначении, то, на мой взгляд, оно именно в этом.
Вернёмся же к тем, кто перестал быть атеистом именно "в окопе под огнём", причём, парадоксальным образом ни разу этого не стесняется, напротив, выставляет это как основополагающий повод для религиозной веры. Подчеркну, я говорю сейчас именно об этом конкретном аспекте религиозности. Сейчас он крайне распространён, см. те самые знаменитые "15 вопросов атеисту" и прочие. Вероятно, никогда раньше такого не было, во всяком случае, в открытую - возможно, между собой властители дум и соглашались с Марксом и обсуждали, что религия нужна для утешения и успокоения народа, да и самих себя, а вовсе не потому, что бог есть  НА САМОМ ДЕЛЕ, но публично втюхивать свои снадобья именно в качестве наркотиков (раз ты боишься воды (и все боятся, наверняка, только скрывают), то ИМЕННО ПОЭТОМУ перед тобой не речка, а просто синяя ленточка) вряд ли кто-то бы решился. Так вот, конечно, эти люди не атеисты, но и верующими их тоже трудно назвать. Верующий-то по идее синюю ленточку свою и так должен видеть, без всяких дополнительных фобий и стимуляторов.
Возможно, именно эта сугубо цинично-прикладная, успокоительно-обезболивающая роль религии сейчас, в период упадка левых движений и, соответственно, идей,  и вышла на первый план в том её распространении, причём, в самых диких и убогих формах, которое мы наблюдаем, а вовсе не какое-то "мистическое возрождение" или массовое стремление проникнуть в тайные и загадочные глубины бытия, поразившие народ, почему-то именно в самых нищих странах, странах, раздираемых кровавыми войнами и (или) самыми жесткими диктаторскими режимами. Сон разума, как известно, рождает чудовищ, упадок массовой освободительной борьбы - массовую истерию мракобесия, торжество реакции - национальную и религиозную рознь, деспотия - погромы и т.д.
Да, в этом плане можно согласиться с тем, что свято место пусто не бывает. Те, кто пишут о пустоте атеизма, будто предлагают человеку, пережившему трагедию потери руки, вместо того, чтобы научиться жить с одной рукой, при этом, скажем, сделав всё, чтоб обезопасить своих детей и близких от подобного несчастного случая, просто вообразить, что пустой рукав - это такое крыло, если сильно помахать - то полетишь без всякого самолёта. И всем советовать таким обзавестись.
И наконец, о том, какой атеизм, на мой взгляд, нам нужен. Мне кажется, атеизм имеет мировоззренческую значимость именно как часть общей освободительной тенденции. Я бы не ставила на излишнее наукообразие, как известно, религия не является научным методом познания мира, и, те её приверженцы, кто поумнее, это отлично понимают, и в этом смысле с наукой не пересекается (как известно, многие великие учёные были верующими людьми), доказать или опровергнуть существование бога нельзя, и, отвергая принцип бритвы Оккама, можно верить хоть в макаронного монстра - ведь доказать его отсутствие невозможно. Я рассматриваю атеизм именно как мировоззренческую концепцию развития и раскрепощения человеческой личности. Это тоже традиция с огромным мировоззренческим, философским и культурным багажом, идущая от древнегреческих и древнеиндийских философов до современных мыслителей-гуманистов. Но и не только. Этот "грубый" народный "воинствующий" атеизм русских крестьян, рушащих церкви, где их веками учили слушаться начальства, режущих попов, их веками обиравших и поучавших, тащащих на свет божий "святыни", перед которыми они трепетали столетьями, испанских анархистов и мексиканских революционеров, расстреливающих священников, чья церковь являлась крупнейшим земельным собственником в этих странах и, разумеется, поддерживала власть других таких же собственников, хозяев земель и мыслей - это именно наш атеизм, а не унылая либеральная веротерпимость.
Кстати, думаю, и по-настоящему верующие люди это понимают.

Date: 2012-10-21 03:49 pm (UTC)
From: [identity profile] chaotickgood.livejournal.com
А мне в самый раз.

Вы описали атеизм как личное мировоззрение, которое совсем не обязательно должно быть сухо-сциентистским. То есть, опасность удариться в идеализм есть, но опасность есть во всем. Интеллектуальная жизнь вообще опасная.

А вот как раз "Гагарин летал, Бога не видал" и Докинз, которого я с огромным удовольствием теперь читаю, они вообще не про то, о чём говорят и думают верующие люди. Их такая аргументация скорее смешит.

Date: 2012-10-22 03:02 am (UTC)
From: [identity profile] with-astronotus.livejournal.com
Я сейчас попробую объяснить, что хотел сказать. Кое-что из этого я написал уже в ответах тт. Эрис и Финкелю, а тут хочу сказать несколько очень важных вещей.

Начнём с мелочи — с трагедии. Ни одна мировая культура, кроме древнегреческой, не знала и не породила понятия трагедии. Драм — сколько угодно, в том числе с убийствами и слезами (взять хотя бы изумительную драму Калидасы «Непарный браслет»), а вот трагедия — это в чистом виде порождение древнегреческого сознания. Сознания извращённого и мифологизированного донельзя, кстати. И жанр трагедии в европейской культуре — это не высокий жанр, это стигмата прошлого, освящённая традицией.

Почему это важно? Потому что есть вещь, угрожающая безопасности всей цивилизации — это культ смерти, почитание личной и всеобщей смерти как высшего мерила человеческой жизни и человеческих дел. (Здесь прошу мне поверить на слово: я ведь обычно доказываю каждый свой тезис. Но чтобы доказать это конкретное утверждение, мне придётся либо солгать, чтобы мне поверили, либо сказать истину — и тогда я буду выглядеть жутким лжецом.) Эта угроза постоянна и тем сильнее, чем дальше человечество поднимается по эволюционному пути.

Смерть сама по себе никогда не разрешает ни противоречий, ни конфликтов – в лучшем случае, она только делает их менее актуальными. Поэтому религиозный «дискурс» — мечта о бессмертии личности — является стихийно родившимся протестом человечества против неумолимых законов бытия. Но ведь сама «неумолимость» этих законов каждую секунду подвергается сомнению, причём делает это именно наука, «атеистическая» по своей природе! Согласитесь, было бы нелепо утверждать что-то вроде следующего: «Наука помогла нам преодолеть притяжение земли и незыблемость небесной тверди; мы сочли звёзды и приручили молнию; мы подчинили вещество и поле; и только высший из законов природы — смерть — неподвластен нам, и не будет подвластен, и это хорошо, потому что смерть порождает высокую личную трагедию, а трагедия — это прекрасно!». (Какой-то такой бред нёс пилот Амета из лемовского «Магелланова облака»; да я и в жизни слышу его в среднем раз в месяц.) Можно считать, что все мировые религии провозгласили личное бессмертие совершенной личности своего рода целью развития человека и человечества (думаю, все читатели этого блога в курсе, что «полное уничтожение личности как высшая награда» в буддизме — это оккультный бред?).

Здесь мы подходим к очень важной особенности религиозного, да и вообще идейного мировоззрения — целеполаганию. В религиозной философии цель существования человечества рассматривается как внешняя, поставленная людям в виде откровения или завета наружной определяющей силой. Поэтому в идеалистической философии пользуется большим вниманием телеология — наука об изучении этой внешней цели, к которой следует стремиться. Однако мы, материалисты и атеисты, понимаем, что подобные цели возникают и получают развитие именно среди людей, в человеческом обществе; поэтому мы должны исходить из телеономии — материалистической науки о целевом повышении внутреннего порядка в системах, противостоящих хаосу косной материи и статистическим процессам деградации тепловых систем. Все наши цели — и здоровая экономика, и здоровая природная среда, и всепланетное коммунистическое общество, и образование, и культура, и защита прав матери и, в особенности, ребёнка — это именно меры телеономически обусловленные повышением внутреннего порядка управляемой нами системы. И, да, бессмертие и жизнь вечная (и, кстати, всеобщее воскресение и слава грядущих веков:) ) — это тоже меры, отлично поднимающие внутренний порядок вещей, да и просто поднимающие настроение! Религия адаптировала эту цель, порождённую человеческой волей, хотя изначально религия была вовсе «не о том» — ни у древних греков, ни у древних евреев идеи о вечной жизни отнюдь не было — была только грозная воля божества, гонявшего смертных в хвост и в гриву… Поэтому, когда атеизм начинает возводить смерть в культ, это минус атеизму!

Профиль

olga_smir: (Default)
olga_smir

October 2017

M T W T F S S
       1
2 345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

За стиль благодарить

Развернуть метки

No cut tags
Page generated Jul. 13th, 2025 11:22 pm
Powered by Dreamwidth Studios